02.12.2008, 12:14 | #1 |
Главный Ибонех
Регистрация: 04.09.2006
Возраст: 44
Регион: 50, 90, 150
Машина: Mazda3
Сообщений: 815
|
FAQ: Использование N-канальных транзисторов для защиты и комутации
Рассмотрим два наиболее общих примера использования N-канальных транзиторов.
1. Защита сильноточной нагрузки от превышения напряжения источника питания: Цепь питания включает предохранитель, N-канальный транзистор, стабилитрон, и резистор. Таким образом в штатном режиме база транзистора через резистор притянута на землю, стабилитрон закрыт, транзистор закрыт. При превышении питающего напряжения выше порога срабатывания стабилитрона, на базу транзистора подается положительное напряжения и транзистор открывается. Таким образом открытый транзистор замыкает выход источника питания на предохранитель. Предохранитель выгорает - цепь нагрузки обесточивается. 2. Комутация нагрузки сигналом логического уровня. Для открытия транзистора достаточно напряжения порядка 2,5 В и тока не более милиампера. Это означает, что можно использовать сигналы логического уровня с микросхем контроллеров для комутации сильноточной нагрузки. Например: на ноутбуке имеется светодиод обозначающий включенный Wi-Fi адаптер. Светодиод загорается только когда система полностью загружена. Сняв сигнал 3 В с ноги светодиода можно при помощи транзистора комутировать нагрузку, или, к примеру, реле, подающее управляющий сигнал на включение усилителя. К N-канальным транзисторам относится, например, широко распространенный и знакомый многим IRFZ44 - номинальное напряжение 60 В, ток - 50 Ампер. Также подобные транзисторы были обнаружены мной на старых материнских платах - CEP6030L - 30 В, 30 Ампер. Разумеется на больших токах они будут сильно греться - поэтому в этих случаях целесообразнее использовать реле.
__________________
Мои проекты: Mazda3 на все случаи жизни Лепим корпус монитора Project "Yonah" - mATX Core2Duo Mobile Project "H.T.P.C" - mini-ITX Multimedia Station Последний раз редактировалось Don_ik_kot; 02.12.2008 в 14:48. |
20.03.2009, 19:18 | #2 |
Пользователь
Регистрация: 10.06.2006
Город: Санкт петербург
Сообщений: 69
|
А как управлять нагрузкой при включении поливика по + питания, например ШИМ? Как его вообще корректно включать.
|
20.03.2009, 23:32 | #3 | |
Moderator
Регистрация: 23.03.2008
Возраст: 53
Город: Москва, Нагорная
Регион: 77, 97, 99, 177
Машина: Mitsubishi Lancer-X
Сообщений: 2,094
|
Цитата:
P.S. Пробовал экспериментировать с полевиками выдранными из горелых мамок гигабайт - чё-т ваще ничего не полчаеца Скорее всего полевики уже горелые были... |
|
21.03.2009, 01:14 | #4 |
Старший Пользователь
Регистрация: 07.03.2008
Возраст: 41
Город: Москва
Регион: 77, 97, 99, 177
Машина: 2003\Hyundai\Tiburon продан
Сообщений: 110
|
может быть тогда не N канальные а P канальные?
|
25.03.2009, 12:07 | #5 |
Новый Пользователь
Регистрация: 07.03.2008
Возраст: 41
Город: Shymkent
Регион: 77, 97, 99, 177
Машина: 1981\VAZ\21011
Сообщений: 1
|
Есть специальные транзисторные сборки которые могут управлять плюсом, вот например -
http://www.compel.ru/news/producers/2006112201 или http://www.efo.ru/doc/Infineon/Infineon.pl?2075 там стоит свой драйвер, проблемы никакой в этом нет, просто нужно этим заняться, сам уже потихоньку перехожу на полевики вместо реле, другу поставил на включение сигнала, себе пока только на включение насоса омывателя и включение усилителя. Проблема только в высоковольтных импульсах попадающих в сеть при коммутации индуктивных нагрузок и в неправильной работе генератора (в том числе из за плохого контакта к аккумуляторной батарее), их нужно ограничивать или мощными стабилитронами или емкими конденсаторами, а лучше применить комплексные меры. Надеюсь скоро в моем авто не останется ни одной механической релюшки. |
01.05.2009, 14:17 | #6 |
Старший Пользователь
Регистрация: 02.12.2005
Возраст: 38
Город: Казань
Регион: 16, 116
Машина: Skoda Octavia tour
Сообщений: 296
|
можно ли на прямик выходам счетчика к561ие8 подцепиться, и нужно ли будет сопротивление в 1к?
http://www.chip-dip.ru/product0/281105990.aspx |
21.05.2009, 20:47 | #7 |
Старший Пользователь
Регистрация: 02.12.2005
Возраст: 38
Город: Казань
Регион: 16, 116
Машина: Skoda Octavia tour
Сообщений: 296
|
Простите делетанта
проблема в чем, на нагрузку через транзистор напряжение подается "плавно"... лама плавно загарается, плавно гаснет, нужно чтоб как в реле либо горит либо нет, как это сделать, заранее огромное спасибо Последний раз редактировалось Karim; 21.05.2009 в 22:09. |
20.11.2009, 21:30 | #8 |
Гуру
Регистрация: 07.11.2009
Возраст: 49
Регион: 02
Машина: Hyundai Accent :)
Сообщений: 1,361
|
поясняю.
N-канальный MOSFET ключ требует подачи на затвор минимум 2.5в (в идеале 10в) отсюда если его ставить в цепь разрыва +са то нужно, напр. в авто Uборт сети+ 2.5в МИНИМУМ! P-канальный MOSFET ключ управляется минусом (-) соответственно - если его ставить в цепь разрыва +са то нужно, напр. в авто Uборт сети - (минус) 2.5в и ниже но! N канальных ключей ведро и маленькая тележка в дохлом комповом оборудовании, а за P канальным придется бежать в магаз . применение N канальных ключей в схемах БП ШИМ вполне оправдано, просто придется принять доп меры для получения повышенного напр при управлении полевиками . Последний раз редактировалось admin; 23.03.2017 в 00:55. |
21.11.2009, 02:19 | #9 |
Старший Пользователь
Регистрация: 11.06.2008
Возраст: 46
Регион: 77, 97, 99, 177
Сообщений: 438
|
А подскажите и мне тоже! ;-)
Хочу замутить ШИМ для управления вентилятором печки. Соответственно, частота должна быть от 25 кГц, насколько я понимаю, чтобы не слушать печку. В потолке ток двигателя будем считать ампер 8. Нашел полевик IRLR8259PBF (документация на него тут: http://www.irf.com/product-info/data...rlr8259pbf.pdf ) Мои мысли: У полевика: заряд затвора 6,8 нКл, напряжение на затворе при котором он пропускает 8 ампер без заметного перегрева - 3.5 вольта. Управлять хочу ногой микроконтроллера AVR, которая может пропустить в самом потолке 40мА 40мА уменьшаем до 30мА на всякий пожарный. Считаем резистор между затвором транзистора и ногой МК - 5 вольт/0.03= 150Ом. Теперь надо посчитать тепловыделение на транзисторе в момент переключения. Максимальное тепловыделение - напряжение 7 вольт (половина от напряжения аккумулятора на транзисторе), ток 4А (тоже половина от номинального). Будем считать, что заряжаем конденсатор емкостью 6.8нКл током падающим от 30мА (при 5 вольтах, когда кондансатор разряжен) до 10мА (когда на конденсаторе уже нужные 3.5 вольта). В среднем 20мА. Время заряда = заряд/ток= 3.4*10е-7 секунды. Это время заряда конденсатора, на переключении транзистора. Импульс меньше этого лучше просто не подавать :-). Далее, на транзисторе будет выделяться точно меньше, чем 6.8нКл/20мА*7А*4В*25000Гц (вбиваем это в гугл прямо так, он выдает примерно 0.25 Вт). Умножаем на два (потери и при включении и при выключении) и добавляем потерю при полностью открытом транзисторе (0.07В*8А=0.5Вт). Итого - 0.25Вт*2+0ю5Вт=1Вт. По документации, пролезает, радиатор не требуется. Вопрос: ошибся ли я где-то?
__________________
Ford focus2, материнка ASUS AT3GC-I (atom 330), 1G памяти, HDD 200G, Lart радио, bluetooth, видеозапись. Монитор Lilliput 889GL. Оболочка RR+DigitalFX 3.0, подробности тут:http://forum.pccar.ru/showthread.php?t=5588 |
21.11.2009, 10:28 | #10 |
Гуру
Регистрация: 07.11.2009
Возраст: 49
Регион: 02
Машина: Hyundai Accent :)
Сообщений: 1,361
|
в теории вроде все верно, добавятся погрешности от самоиндукции и т.д. тоесть однозначно за 1Вт вылезеш
да и транзистор охлаждатся будет дорожкой платы... просто учти теплоотвод получше и все . а у тебя что двигатель по минусу управляется? |
Здесь присутствуют: 2 (пользователей: 0 , гостей: 2) | |
|
|